Корзина
83 отзыва

ОРТОПЕДИЧЕСКИЙ САЛОН

Стационарное, полустационарное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. Социальная помощь на дому (часть 2)

Стационарное, полустационарное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. Социальная помощь на дому (часть 2)
Стационарное, полустационарное обслуживание пожилых граждан и инвалидов. Социальная помощь на дому

23.09.13

2.5.3. Перемещение пациента одним человеком
Поднятие при помощи раскачивания
Применяется для того, чтобы помочь пациенту встать и переместиться на другое место при условии, что пациент может участвовать в передвижении и контролировать положение своей головы и рук.
Можно уменьшить усилия для поднятия пациента, осторожно раскачивая его. Начните с того, что помогите ему передвинуться на край, осторожно раскачивая его из стороны в сторону и поочередно переставляя ноги вперед. Колени пациента находятся под углом 90°, колени и ступни вместе. Встаньте, поставив одну ногу рядом с пациентом, а другую - перед ним, зафиксировав его колени При данном положении вы можете помочь пациенту встать, передвинуть его под углом 90° со стула на кресло-каталку и т. д., развернуть его на 180° с кресла-каталки.
В каждом случае раскачивание осуществляется по одному и тому же принципу, начните движение ритмично, перемещая вес вашего тела назад и вперед, удерживая пациента близко к себе. Делая это, вы передаете пациенту импульс раскачивания вперед-назад. Нет необходимости поднимать пациента: при помощи веса вашего тела накапливается достаточно кинетической энергии для перемещения. Сделайте несколько подготовительных раскачивании, чтобы задать ритм, затем двигайтесь более интенсивно, стимулируйте пациента ("готовьтесь, готовьтесь, делаем"), и перемещение свершилось. Вы можете пользоваться приемом подмышечного захвата или удержания за таз или талию-ремень, чтобы помочь пациенту встать или переместить его или ее из положения сидя под углом 90° в другое положение. Для последнего движения, например для перемещения с инвалидного кресла на сиденье унитаза, сдвиньте оба сиденья вместе, угол к углу, блокируйте колеса и снимите спинки.
Для того чтобы переместить пациента с кровати с регулируемой высотой на стул, поставьте стул рядом с кроватью так, чтобы между ними не было пространства. Если можно, опустите кровать и переместите пациента, как было описано выше.
Захват при поднятом локте - хороший прием для перемещения пациента на 90° или 180°. Вы хорошо контролируете движения пациента, и при правильном проведении этого приема пациент будет чувствовать себя комфортно. При перемещении на 180° вам потребуется больше энергии при раскачивании.
2.5.4. Перемещение пациента с кровати на каталку
Методика проведения тремя лицами 
Применяется при поднятии пациента с кровати на каталку и наоборот только в отсутствии подъемного механизма или носилок и вспомогательных средств для плавного перекатывания пациента с одной поверхности на другую.
Расположите каталку под углом не менее 60° к кровати.
Если возможно, установите кровать на максимальную высоту и поставьте каталку и кровать на тормоз. Персонал должен встать с той стороны каталки, которая обращена к кровати, лицом к пациенту, самая физически сильная медсестра - в центре. Выставите одну ногу вперед, согните ее в колене и встаньте как можно ближе к кровати. Отставьте другую ногу назад для поддержания равновесия.
Аккуратно подложите руки до локтя под пациента. Медсестра, находящаяся у изголовья пациента, поднимает голову и поддерживает плечи и верхний отдел спины. Медсестра, находящаяся в центре, поддерживает нижний отдел спины и ягодицы, и третья медсестра поддерживает колени и ноги. Если пациент очень тяжелый, может понадобиться больше людей, и придется перераспределить нагрузку.
Поднимайте пациента в два приема: сначала плавно перекатите его на край кровати, потом поднимите и перенесите на каталку. Когда одна из медсестер даст команду, перенесите вес вашего тела с ноги, выставленной вперед, на ногу, отставленную назад, чтобы плавно перекатить пациента на , край кровати. Сделайте паузу, чтобы изменить положение вашего удержания пациента и позы для самого поднятия. При второй команде (слаженность движений имеет решающее значение) перекатите пациента на себя - прижмите его к груди и поднимайте. Чем ближе к себе вы сможете держать пациента во время поднятия и прямее стоять, тем меньше физические нагрузки. Затем двигайтесь назад. Одна из медсестер, удерживающая ноги, делает более широкие шаги, пока все остальные стоят параллельно каталке. При третьей команде согните ноги в коленях и осторожно опустите пациента на каталку.
Внимание: остерегайтесь опасностей, возможных при изменении любого способа обращения с пациентами Работники получают травму тогда, когда освобождают одну руку при осуществлении последовательных действии при поднятии, например, чтобы подложить пациенту судно. Всегда старайтесь найти еще одного человека, который выполнит дополнительную процедуру.
2.5.5. Перемещение во время купания и ходьбы
Примечание. Поднятие пациента из ванны вручную необходимо только в экстренных случаях, если пациенту становится плохо, он теряет способность двигаться или при других обстоятельствах. Из-за неудобной позы, которую вы принимаете в соответствии с формой ванны, и из-за возможности поскользнуться всегда есть опасность при поднятии пациента из ванны вручную. Если лежачего пациента нельзя выкупать без соответствующих вспомогательных средств или подъемных устройств, то пациента надо мыть в кровати, в душевой кабине или под переносным душем. В экстренных случаях хорошо, если в ванне еще есть вода, отчасти потому, что она придает пациенту плавучесть.
Методика проведения процедуры двумя лицами
Если есть доступ к ванне с обеих сторон и пациент в состоянии крепко ухватить ваше запястье, вы можете применить измененный захват через руку. Встаньте по обе стороны ванны и используйте захват через руку Положите вашу поддерживающую руку на края ванны Если имеется сиденье для ванны, пользуйтесь им, чтобы провести поднятие в два этапа. Если ванна расположена у стены, одна из медсестер могла бы встать в ванну в обуви или без нее в зависимости от того, что менее скользко (помните, что делать это вы будете только в чрезвычайной ситуации). Возможно, захват через руку будет самым приемлемым решением, когда одна из вас находится в ванне, а другая вне ее. Если есть коллега, которая поможет вам, одна из вас может встать в ванну двумя ногами, а другая будет поднимать ноги пациента, когда медсестра, находящаяся в ванне, даст команду. Поднимите пациента достаточно высоко, чтобы посадить его на край ванны со свисающими ногами, затем перенесите на каталку, носилки или стул, пользуясь приемами, описанными выше.
2.5.6. Подержание пациента при ходьбе
Предполагается, что вы часто будете помогать пациенту, когда он начнет ходить после периода постельного режима, например, после тяжелой травмы или инсульта.
Сначала тщательно оцените возможности в отношении того, что пациент может сделать самостоятельно или с помощью одного или более лиц, с помощью вспомогательных средств, таких, как трость, костыли, когда можно использовать опорную конструкцию. Когда вы принимаете решение помочь, встаньте близко к пациенту и примените захват большими пальцами рук: держите правую руку пациента в своей правой руке и то же самое делайте с левой. Рука пациента должна быть прямой, опираться ладонью на вашу ладонь при сомкнутых в замок больших пальцах. Вы можете использовать свою другую руку для того, чтобы избежать ненужной нагрузки на вашу спину, а также для поддержки пациента. Если он чувствует себя неуверенно, поддерживайте его за талию и подстраховывайте ею колени сноси ведущей ногой. В данном положении вы можете удержать человека от падения, прилагая минимальные усилия.
2.5.7. Упавший пациент
Когда вы поднимаете или поддерживаете пациента, к сожалению, не все может пойти так, как нужно, и вы не сумеете удержать его. Когда это случается, не теряйтесь: безопаснее, если пациент падает на пол медленно и мягко.
Дайте ему соскользнуть вниз вдоль вашего тела, не напрягая себя. Такое падение контролируется. Потом вы можете попытаться помочь пациенту лечь на бок или сесть, подложив подушку или одеяло, пока вы ищете помощь.
Методика для двух человек
Если нет опасности для пациента и он может помогать вам, то одна из медсестер может поднимать пациента при помощи захвата через руку, а другая поднимает ноги. Вы обе сгибаете ноги в коленях и осторожно выпрямляетесь. В качестве альтернативы вы можете использовать видоизмененный прием поднятия плечом. Для первого этапа поднятия - с пола на невысокий стул - вам может показаться самым удобным встать на колени, но на каждом этапе поднятия вы должны быть уверены, что у вас есть твердая опора для рук, не занятых поднятием. Пациенты, которые только частично ограничены в способности передвигаться, иногда в состоянии справиться с ситуацией при минимальной помощи, они могут сначала перекатиться на бок (может быть, с вашей помощью), затем опереться плечом на низкую табуретку, стул или кровать, чтобы встать на колени, из этого положения они могут сесть или лечь.
Если пациента нельзя или не нужно усаживать и нет подъемного устройства, носилок или вспомогательных средств поднятия, то пациента приходится поднимать с пола вручную.
В этом случае пациента поднимают 3 человека. Это требует большой осторожности. Данный прием включает наклон вперед и поднятие впереди колен, поэтому он потенциально опасен. Поставьте самого физически сильного человека посередине, чтобы он принял на себя самую тяжелую часть ноши. Важна слаженность движений; если в поднятии помогают неопытные лица, убедитесь, что они как следует проинструктированы.
Безусловно, эти практические наработки могут помочь как для помощи пациентам на дому, так и в стационаре.
3. Помощь для инвалидов и их семей
Личность и характер попавшего в беду человека, а также ухаживающего за ним - вот основные источники в преодолении проблем инвалидности, но то, что имеет смысл для первого, для второго, вполне вероятно, не будет таковым.
Один из зарубежных ученых предлагал такое определение инвалидности: это недостаточность работы или неспособность к ней некоторых частей тела или головы. Каждодневные вещи, которые большинству людей даются с легкостью, требуют величайших усилий, а выполнение определенных функций оказывается невозможным. Ходьба, разговор, рассматривание, слушание, купание, еда, общение, понимание могут быть нарушены или без специальных устройств просто невозможны. 
Когда инвалиды появились на улицах, то стало очевидно, что необходимо предусматривать для них удобства в общественных зданиях, на работе, в транспорте, на самолетах, поездах, автобусах. Индивидуальные средства в большинстве случаев были недоступны. Можно, конечно, поговорить с людьми, от которых зависит бесплатная выдача индивидуальных средств, но люди, скорее всего, откажутся помочь.
Среди общественности существует тенденция переоценивать то, что доступно инвалиду, и порой такая переоценка порождает чувство обиды. 
После того, как Алфред Моррис (Англия) провел через парламент законодательный акт и требование учитывать при строительстве общественных зданий потребности инвалидов приобрело статус закона, жизнь последних стала богаче, и приходится только удивляться, как много ответственных учреждений игнорируют этот закон. 
Когда нас поражает несчастье, мы сначала цепенеем, затем приходим в бешенство, а затем пугаемся. Эмоции сильны, яростны и со временем переполняют нас. Нужно учиться управлять ими, превращая их поток в средство собственной жизни. 
Порой близкие люди первыми узнают о беде. Никогда не следует думать за пострадавшего. Иногда мы можем почувствовать потребность разделить с подопечным потрясение и страдание, но как ухаживающее лицо мы страдаем и переживаем иначе, и от этого никуда не уйти. 
Трудно предсказать, какие люди как себя поведут. Но инвалиды и ухаживающие за ними люди должны придерживаться правила: принимать собственные решения и совершать собственные ошибки. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки - крайне важная часть нашей жизни и развития.
Сваливается на кого-то инвалидность внезапно или состояние здоровья ухудшается постепенно, заканчивается это ухудшение или никогда не прекращается, во всех случаях для пострадавшего и ухаживающего за ним имеется опустошающий их момент удара, неожиданного восприятия. Одни консультирующие специалисты хорошо понимают, какой силы удар может быть нанесен, и говорят языком, доступным непосвященному. Другие используют профессиональную терминологию, предпочитая ссылаться на исследования, и их выводит из себя собственное бессилие в излечении болезни. Обычно консультирующие специалисты всегда готовы помочь, отвечая на вопросы и повторяя медицинские подробности.
Такие специалисты смотрят на семью как на целое, и врач, способный выслушать вас, знает, какую и когда предложить помощь.
Лечащий врач не только дает советы по лечению, но и рассказывает об услугах, оказываемых инвалидам бесплатно. Инвалиду могут оказать помощь сотрудники специальных служб, специалисты по трудотерапии, патронажная сестра, приходящая сиделка, работники служб сервиса, также может оказаться полезным посещение дневного стационара или же педикюрного кабинета. Публичные библиотеки также могут организовать посещение на дому, хотя их возможности в различных регионах неодинаковы.
Учреждения, отвечающие за неисправность работы газа, электричества и отопления в доме, могут помочь оборудовать их так, чтобы было удобно и доступно пользоваться бытовыми приборами.
3.1. Социальные службы
Представители социальных служб посетят инвалида, если их попросить об этом, и оценят, в какого рода помощи он нуждается. Они расскажут о полагающихся видах пособии, а также организуют консультацию у специалиста по трудотерапии, который порекомендует специальные устройства, посоветует, как лучше оборудовать дом, как получить для этого необходимые чертежи и финансовую помощь. Специалисты по трудотерапии - неоценимый источник знаний, идей и сведений о днях и условиях приема заявлений на переоборудование дома. 
3.2. Министерство здравоохранения и социального обеспечения
Написав в соответствующее учреждение этого министерства или позвонив им, по почте можно получить брошюры, в которых рассказывается о полагающихся пособиях. В публичных библиотеках такие брошюры также имеются. Как правило, для инвалида полагаются пенсия или пособие по инвалидности, дополнительный уход и льготы, дотация в расходах на питание, отопление и стирку. Эта запутанная область полагающихся инвалидам льгот регулируется законодательными актами парламента. Вся процедура получения соответствующих льгот нуждается в упрощении, и сотрудники учреждений Министерства здравоохранения и социального обеспечения заметно перегружены из-за неоправданной сложности, возникающей при разъяснении общественности и тем, кто нуждается в льготах, этого запутанного собрания устаревших законов. В этих учреждениях не хватает людей. Но большинство работающих там сотрудников добры и стараются быть полезными тем, кто нуждается в помощи, поэтому, обращаясь в эти учреждения, необходимо помнить и об их проблемах. Если человек не в состоянии выходить из дома и ему необходимо встретиться с сотрудником учреждения Министерства здравоохранения и социального обеспечения, то его можно пригласить к себе домой, но из-за нехватки людей, к сожалению, придется долго ждать. 
3.3. Физиотерапия
Отделение физиотерапии в ближайшей больнице или детской поликлинике может предоставить инвалиду во временное пользование средства передвижения, если он нуждается в них. Физиотерапевт расскажет и покажет ухаживающему человеку, как двигаться и подниматься вместе с инвалидом наиболее удобным и безопасным способом, он также покажет, как инвалид и ухаживающий за ним человек могут облегчить друг другу свои действия. Физиотерапевты знают о механизмах движения тела больше, чем кто-либо, и можно не сомневаться, что после их консультации инвалид сможет использовать свои двигательные возможности. Эти специалисты также наиболее осведомлены в том, насколько со временем улучшаются двигательные возможности, ограниченные из-за перенесенного заболевания.
Инвалидные коляски и протезы получают через адаптационные центры, а слуховые аппараты и приспособления для улучшения зрения (очки, контактные линзы и т. д.) - через соответствующие отделения местных поликлиник.
3.4. Если инвалид - ребенок
С дошкольником обычно нянчатся. Маленький инвалид нуждается в уходе и зависим от взрослых, как и все маленькие дети. В дошкольном возрасте ребенка "лепит" общество, решающее, какую придать ему форму. Говорят, что дети бывают жестокими, но всем родителям знакома та особенная боль, которую они испытывают, видя, как их ребенок сталкивается с той или иной формой отвержения. Когда юное существо покидает привычный семейный круг, одни сверстники пытаются его поддержать, а другие - отвергают. Дружеские связи со сверстниками, когда им не препятствуют, позволяют ребенку не чувствовать себя в изоляции, но взрослые могут и должны вмешиваться в этот процесс. Поскольку на всех детей накладываются определенные ограничения, ребенок-инвалид может полностью не осознавать тех ограничений, которые общество навязывает именно ему. Принятие одних ограничений и неприятие других - первый шаг к самостоятельности, которая принимает разумные формы, если ухаживающий за ребенком взрослый правильно ведет себя. Поддержка необходима, но сострадание не всегда поддерживает.
Сложнее обстоят дела с подростками. Подросток сосредоточен на себе. Группа сверстников имеет первостепенное значение для людей в возрасте от десяти до двадцати лет. Именно с группой сверстников подросток соотносит себя, свои поступки. Крайне важным является внешний вид, и эксперименты с одеждой, прической, манерой поведения, речью и музыкой повергают взрослых в изумление. Таково стремление: это мир, в котором взрослым нет места. Если подросток начинает что-то доказывать, эмоции захлестывают его тем сильнее, чем более важен для него предмет разговора. Как индивид он отстаивает свободу развития, свободу мышления, свободу от тисков общества. Общество кажется ему нуждающимся в капитальной перестройке. Его возраст - это возраст безысходного отчаяния, исступленного восторга и глухоты. Главная причина недовольства подростка заключается в том, что на него все кричат (учителя, родители). Поп-музыка включается на полную громкость, чтобы заглушить нотации, советы и воспоминания взрослых. Еще одной важной причиной его недовольства являются частые ссылки взрослых на то, что они делали, будучи в его возрасте, как будто он виноват, что не родился на столетие раньше. В этом возрасте, более чем в каком-либо другом, невыносимо быть "белой вороной". Этот возраст - наиболее трудный период взросления любого человека, но особенно он труден для подростка-инвалида. Подросток может впасть в отчаяние от того, что у него нос неправильной формы, волосы слишком кудрявые или слишком прямые. Преисподняя разверзается перед людьми, становящимися в этот период инвалидами. "Смогу ли я завести семью? Будут ли у меня дети?" Необходимо, чтобы оказался принятым такой ответ: "Все может случиться. Но тот, с кем ты создашь семью, должен быть необычным и мужественным человеком и уметь ценить семейную жизнь с тобой".
Бунт подростка, видимо, неизбежная составляющая развития человека. Стоит задуматься над затруднительным положением подростка-инвалида, возможно, зависящего от регулярной заботы взрослого, на которого обычно направлен и бунт. Ухаживая за таким подростком, не стоит думать, что если удается избегать неприятных ситуаций, то все в порядке. Возможно, бунт проявится позднее, и тогда с ним будет тяжелее справиться. А возможно, что у ребенка растет зависимость от взрослого, а значит, развивается инфантильность, т. е. он возвращается на более ранние стадии развития. Последнее - плохой знак для ухаживающих за таким подростком. В этом случае зачастую сеется то горе, которое пожинается, когда мы сами заболеем или постареем. Важно быть гостеприимным хозяином для приходящих в дом подростков. Нужно позволять молодежи побыть вместе, слушая записи поп-музыки и попивая освежающие напитки, оставляя их одних. Необходимо дать зародиться дружеским связям. Молодые люди обладают неисчерпаемым источником выносливости и жизнерадостности. И они гораздо больше заботятся друг о друге, чем думают взрослые. По мере того как взрослый обрастает обязанностями, время начинает им цениться и другие вещи вытесняют такую заботу о человеке. 
Подростковый возраст - это время, когда строятся планы на будущее, рисуется жизнь после окончания школы. Эти планы могут быть нарушены экономическим спадом, провалом на экзаменах, распадом семьи, а у инвалидов не так уж много возможностей начать все заново. Бесконечные ступени и лестницы в зданиях колледжей и университетов являют собой основное препятствие в получении дальнейшего образования. Преодоление трудностей, связанных с пребыванием вне дома,- еще одно такое препятствие. Открытые университеты - это благо. Их цель - дать высшее образование по возможности большему числу людей. При собеседовании инвалиды нуждаются в более внимательной оценке, чем остальные поступающие.
Ставший инвалидом человек может превратиться в настоящего тирана для окружающих его людей, играя на их сочувствии. Но и ухаживающий за инвалидом может стать таким же тираном. Подобное поведение недальновидно и малопродуктивно. Инвалиды часто не используют свои потенциальные возможности, которые могли бы укрепить их жизненные силы в борьбе за полноценное существование. Следует быть внимательными и не становиться препятствием на этом пути.
Нужно твердо держаться одного правила: ставший инвалидом человек должен сам делать все, что он может. Если в начальный период слишком опекать ставшего инвалидом человека, то позднее ему будет труднее выработать стремление к самостоятельности. Лучше вовлекать его во все занятия, которые ему доступны, поддерживать его активность и не мешать ему обучаться делать что-либо, даже если это занимает очень много времени. Для обоих будет лучше, если его зависимость от ухаживающего за ним человека начнет по возможности уменьшаться. Чем самостоятельнее будет инвалид, тем проще будет оставлять его на какое-то время, если ухаживающему потребуется отдых или лечение в больнице.
Становясь инвалидами, человек не прекращает думать. Поэтому следует избегать принимать решение за инвалида. Не диктовать ему время приема лекарств и сна, даже если мы имеем дело с ребенком. Такое поведение оскорбительно для инвалида и всегда стеснительно для остальных людей. Если мы устали, то так и следует сказать. Выпейте чашечку чая и дайте отдохнуть своим ногам. Честность - самый лучший и самый практичный способ поведения. Если мы беремся обсуждать какие-то проблемы вместе, это означает признание самостоятельности личности, за которой мы ухаживаем. Важно воспользоваться умениями и опытом подопечного, чтобы посоветоваться о своих текущих делах. По возможности не следует отказываться от помощи других по уборке дома, ухаживанию за садом или огородом, тогда появится время, чтобы посидеть и поговорить друг с другом.
Если начинается ссора, то важно помнить, что инвалид не может, наговорив оскорбительных вещей, хлопнуть дверью и уйти, как это может сделать здоровый человек. Нельзя допускать подобных ссор. Если возможно, следует по возможности перевести начинающуюся перепалку на пустяковые проблемы, чтобы вместе посмеяться над этим, когда раздражение уляжется. 
Когда предлагают помощь, нужно постараться в той или иной форме принять ее. Людей обижает отказ, и тогда они отдаляются от нас. Своим отказом мы как бы отрицаем их полезность и осуждаем их. Обязательно нужно найти способ использовать предлагаемую помощь. Попросить их, например, упаковать вещи, приготовленные для химчистки, заполнить квитанции для оплаты квартиры или телефона, вернуть в библиотеку книги, узнать, в каком магазине можно купить занавески на окна, найти человека, который мог бы какое-то время помогать в саду или на огороде, и т. д.
Инвалид может превратиться в вечно недовольного, недоступного доводам разума, раздражительного человека с плохим характером, противостоящего всему человечеству. Но таким может стать и ухаживающий за инвалидом человек. Отношения между ухаживающим и его подопечным должны строиться на уважении достоинства другого и на самоуважении. Причиняемая боль, душевная или физическая, вовсе не усиливает терпеливость того, кто эту боль испытывает. 
Если мы хотим сохранить и упрочить свои отношения, то депрессивные состояния и гнев необходимо контролировать, благополучно и рационально избавляясь от них. По возможности больше шутить и смеяться. Не жалеть друг для друга тепла и чувств. 
3.5. Коммуникационная компьютерная технология, микросхемы на любой случай
Это быстро развивающаяся отрасль, и здесь важно посоветоваться со специалистом, чтобы быть уверенным, что знаете, в чем нуждаетесь. Это мир программного обеспечения, технических средств, графики, гибких дисков, текстовой обработки, синтезаторов речи, лепестковых литероносителей и т. д. Это юный мир, замечательный мир, в который мы только вступаем. Возможно, инвалид не в состоянии писать, листать страницы, двигать инвалидную коляску, пользоваться телевизором, включать и выключать свет, задвигать занавески или открывать дверь. Машина будет говорить ему, если он не видит, писать слова, если он слышит, отпечатывать копии того, что она написала, и если нужно, то рисовать или чертить.
Управление можно осуществлять нажатием пальца руки или ноги, держа в зубах указку, двигая головой вправо или влево, выдыхая или вдыхая воздух. Некоторые устройства реагируют на голос. Отсюда ясно, что каждая машина может быть приспособлена к конкретным нуждам и умениям, и инвалиду необходимо учиться эффективно управлять ею. Все это воспринимается как нечто сложное, хотя многие устройства легки и компактны, и можно брать с собой в путешествия портативную модель, а более громоздкие и универсальные использовать дома.
"Синтезаторы голоса" пока с трудом понимают человеческую речь, но они все время совершенствуются, так что не стоит сбрасывать их со счетов.
Печатать можно с помощью шрифта Брайля, и существуют машины, которые читают вслух книги, набранные этим шрифтом. Текстовой процессор выводит на экране слова, которые затем набирает, исправляет и, если нужно, печатает. Такие машины даже исправляют грамматические ошибки.
Машина может обучать, играть в игры. Мир компьютеров - это широчайшие возможности самому справиться со многими вещами и прямой путь к овладению специальностью, например бухгалтера. Многие из систем разрабатывались инвалидами, приспособившими их к своим нуждам и готовыми снабдить этими системами других людей.
Поговорить об этой области техники можно с лечащим врачом, со специалистами по компьютерам. И поискать, какое из устройств поможет конкретному инвалиду. 
Не стоит только мечтать о компьютерах, нужно узнавать о них и добивайтесь их.
Работник социальной службы обязан предупредить и осведомить семью, где живет инвалид, и предоставить максимальную информацию о том, как облегчить жизнь этой семьи. Информация должна быть такого рода: о лекарствах, о том, как лучше переоборудовать квартиру или дом (о том, как остаться в них целым и невредимым), в каких местах инвалиду необходима помощь (туалет, ванная, кровать), об одевании и раздевании, о кухне, о технических устройствах для кухни, о перетаскивании предметов, о легкой пище, о средствах коммуникации, о выходе из дома и посещении различных мест, об оказываемой при этом помощи, о спортивных залах для инвалидов, о выборе домашних любимцев, о формировании привычек, о последствиях нарушения обычного распорядка дня.8 Социальный работник обязан ответить на все вопросы, которые находятся в его компетенции.
Заключение
Укрепление у пожилых людей и инвалидов чувства защищенности требует постоянного изменения набора предоставляемых им социальных услуг. Вместе с тем, предпринимая новые шаги, нужно каждый раз просчитывать, каким образом это изменение скажется на положении других членов общества - детей, женщин, молодежи, на благосостоянии семей, на отношениях в обществе, экономике и государстве. Не только у нас, но и во многих странах ассигнования на социальные услуги ограничены реальными возможностями бюджета и необходимостью проведения сбалансированной государственной социальной политики.
В этих условиях решение проблем социальной защищенности пожилых людей и инвалидов требует более активного участия общества, поскольку издержки безразличия, пассивности или бездействия по отношению к зависимым пожилым согражданам слишком высоки. Одной из форм общественного участия в перспективе могла бы стать приемная семья для пожилого человека или инвалида. За рубежом хорошо известна модель фостерной (приемной, замещающей) семьи для детей, а также практика приема пожилых людей и инвалидов в семьи с условием оплаты государством предоставляемых услуг. Особенно убедителен в этом плане пример Франции.
Пожилой человек входит в приемную семью с надеждой преодолеть одиночество, получить уход, сохранить достоинство в старости и ощущение полезности для окружающих, оставаясь в привычных домашних условиях.
На другом полюсе проблемы - семья, готовая принять старика или инвалида и обеспечить ему уход и поддержку на договорных началах.
В основе отношений между сторонами лежит принцип "отсроченной оплаты" предоставленных пожилому человеку услуг, которую получает приемная семья (переход права собственности на движимое и недвижимое имущество, например жилье), а также принцип взаимности, который позволяет обеспечить нормальные условия, жизни для всех участников. Современная социально-экономическая ситуация в России позволяет вовлечь в отношения такого рода семьи различных категорий: студенческие, военнослужащих, уволенных с военной службы, выпускников детских домов-интернатов и другие категории семей и граждан, многие из которых нуждаются, в частности, в разрешении жилищных проблем.
Приемная семья для пожилого человека или инвалида, безусловно, должна получить право на существование. В пользу этого свидетельствует уже тот факт, что только одиноких стариков, которые не могут справиться с трудностями жизни и стоят на очереди в дома-интернаты, по последним данным статистики, у нас уже около 17 тысяч. За прошедший год открылось более ста учреждений малой вместимости и временного пребывания.9 Они ориентированы на индивидуальные интересы клиента. Это и хорошо, и плохо, потому в принципе они не рассчитаны на удовлетворение массового спроса на стационарное обслуживание. А удовлетворить его при нынешних темпах развития сети можно будет лишь через 20-30 лет. На дому обслуживается более миллиона человек, хотя потребность значительно выше. В то же время сто с лишним тысяч семей бывших военнослужащих нуждаются, судя по сообщениям прессы, в улучшении жилищных условий.
В модели, о которой идет речь, государство, как правило, не принимает участия в возмещении затрат приемной семьи и выступает лишь как гарант прав сторон, что не исключает (при определенных обстоятельствах) возмещения семье части затрат, связанных с обслуживанием пожилого человека. Например, для семьи, берущей на попечение тяжелобольного, ожидающего места в доме-интернате, может быть установлена доплата за услуги по уходу.
Существование приемной семьи для пожилого человека (или супружеской пары, или инвалида) возможно только при условии строгой законодательной регламентации всех действий договаривающихся сторон и контроля со стороны уполномоченных на то государственных органов.
Единственная норма Гражданского кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы оказания помощи старикам и защиты их интересов, - статья 41 "Патронаж над дееспособными гражданами". (По просьбе дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно защищать свои права, а также исполнять свои обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа. Попечитель (помощник) исполняет свои обязанности на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается самим подопечным. Попечитель может совершать любые предусмотренные в договоре распорядительные сделки в отношении имущества подопечного, оказывая ему тем самым помощь в реализации имущественных прав. В предусмотренных договором случаях попечитель должен доставлять подопечному продукты, лекарства, создавать нормальные бытовые условия.
В этом случае основным побудительным мотивом попечителя является получение вознаграждения, в то время как имущество подопечного может ему и не отойти.)
Правовая конструкция института патронажа, в известной степени отвечающая цели защиты имущественных прав пожилых людей, едва ли может быть признана достаточной для регулирования отношений между пожилым человеком или инвалидом и его приемной семьей. Потому как в этом случае ответственное лицо в приемной семье будет защищать права, распоряжаться движимым и недвижимым имуществом пожилого человека, не получая за это вознаграждения.
Развитие новой формы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов возможно на основе введения в действующее законодательство института приемной семьи для пожилого человека или инвалида как такового. Внедрение этой формы должно пройти определенный путь от эксперимента к широкому практическому применению, чтобы накопить опыт, пригодный для обобщения.
В эксперименте как минимум должны быть разработаны следующие вопросы: система требований, предъявляемых к приемной семье и пожилому человеку или инвалиду; процедуры, связанные с подготовкой и заключением договора; подбор участников; организация наблюдения и контроля за действиями сторон.
Организационные вопросы института приемной семьи для пожилого человека должны входить в компетенцию органов социальной защиты как универсального посредника и гаранта. Их деятельность должна способствовать поддержанию доверия сторон, для чего может быть установлен испытательный срок.
Развитие института приемной семьи позволит значительно улучшить социальное самочувствие пожилых людей, укрепить связь поколений. И лучше с этим не медлить.
В ближайшие десятилетие-полтора показатели, характеризующие процесс старения населения России, практически не изменятся. Процесс старения не остановится, но будет протекать плавно. Долгосрочная перспектива связывается исключительно с неизбежностью старения населения. Самый осторожный вариант прогноза до 2055 года - 25 процентов пожилых в составе населения, а самый вероятный сценарий развития демографической ситуации в нашей стране - доля лиц пенсионных возрастов приблизится к 40 процентам. Поэтому наше время - один из самых благоприятных с демографической точки зрения периодов для разработки и внедрения новых социальных технологий.

Контакты
  • Телефон:
    +79510960527
    +7 (902) 357-29-22
    +78422526975
  • Контактное лицо:
    Майорова Наталья
  • Адрес:
    улица Оренбургская 18, Ульяновск, Ульяновская область, Россия
  • Email:
    dobrynya73@mail.ru
  • Skype:
    da_dubrovin73