- вчера в 14:54
- Alla
Ирина Невинная
Работники аптек могут получить право шире консультировать своих покупателей. Это предусмотрено проектом нового профессионального стандарта, документ подготовлен профессиональным сообществом совместно с Минтрудом и направлен на согласование в Минздрав России, сейчас идет его общественное обсуждение.
Как будут проходить такие консультации и не возникнет ли угрозы конфликта с лечащим врачом? На эти вопросы "Российской газете" ответила глава Национальной фармпалаты и Ассоциации индустрии товаров для здоровья Елена Неволина.
И сейчас провизор в аптеке нередко подсказывает, что можно купить на замену, если нужного лекарства нет в продаже, как правильно принимать препарат. При этом часто люди приходят без рецепта и просят "что-нибудь от головы", "от простуды". Но разве вправе провизор подменять доктора?
Ни о какой подмене речь не идет. Сейчас фармацевтический работник чаще выполняет функции просто продавца. Но ведь работники аптек имеют медицинское образование, причем многие — высшее. Поэтому они могут и, по моему убеждению, должны шире помогать пациентам, а не только дать совет по дозировке, правилах приема покупаемого лекарства. В проекте нового профстандарта заложена структура фармацевтического консультирования, включая и пропаганду здорового образа жизни.
Во время пандемии сложно было попасть к врачу, и люди приходили в аптеку и за лекарствами, и за советом по лечению — отсюда возникло понимание аптечного сообщества, что расширение функций будет востребовано?
Да, конечно. Хотя надо сказать, что функция консультирования заложена и в нынешнем варианте профстандартов, и в правилах надлежащей аптечной практики. Например, сейчас провизор имеет право помочь пациенту подобрать безрецептурный препарат.
Но мы хотим расширить рамки таких консультаций - в помощь врачу.
Как это будет выглядеть?
Мы провели опрос, и оказалось, что 58% потребителей говорят, что идут к врачу, когда все лекарства уже перестали помогать. Ничего хорошего в этом нет, но это данность — и аптека может стать инструментом, смягчающим последствия неумеренной любви наших граждан к самолечению.
Простой пример. К нам часто приходят с головной болью, считая ее легким недомоганием. Провизор, задав несколько вопросов, сможет понять - случайная ли это ситуация, или нет, он посоветует тут же измерить давление - тонометры есть в торговых залах многих аптек.
По сути, такую консультацию можно рассматривать как предварительную экспресс-диагностику. Но именно предварительную. Потому что поставить диагноз - это, конечно, не задача фармацевта. Но он может помочь медикам в раннем выявлении серьезных заболеваний. В случае с нашим условным пациентом может оказаться, что у него повышено давление, или при разговоре обнаружатся тревожные симптомы, на которые, возможно, человек сам не обращает внимания.
Конечно, фармработник не сможет заменить врача и поставить диагноз, но он может помочь медикам в раннем выявлении заболеваний
Тогда фармацевт убедит его срочно показаться врачу. Опрос показал: провизора воспринимают как медработника, к его совету обычно прислушиваются. Мы в Ассоциации индустрии товаров для здоровья вместе с министерством здравоохранения как раз и хотим четко определить безопасные рамки такого консультирования.
Что еще может получить пациент от фармацевта, кроме описанной вами "профилактики" самолечения?
Сейчас остро стоит проблема антибиотикорезистентности, потому что многие принимают антибиотики бесконтрольно. Фармацевт должен не просто отказать в продаже антибиотика, если нет рецепта, но и объяснить, почему принимать его можно только по назначению врача.
Это важно, ведь производитель зарегистрировал лекарство как рецептурное - это значит, при применении без контроля специалиста оно может принести вред.
Что касается безрецептурных лекарств, они относительно безопасны, но при одном условии: если соблюдается инструкция по применению. В этом случае задача фармацевта — напомнить пациенту, что нужно точно соблюдать дозировку, не менять длительность лечения без разрешения врача.
Но ведь налицо конфликт интересов: аптека заинтересована продавать больше. Мы видим, что на деле фармацевт в лучшем случае уточняет: "Это вам доктор выписал?" — и все же продает препарат без рецепта.
Такое бывает. Но контроль за аптеками становится все жестче, и в последние годы серьезные рецептурные препараты — антибиотики, успокоительные, антидепрессанты, гормональные лекарства — купить без рецепта почти невозможно. К тому же часто врачи официально не оформляют назначение в виде рецепта, считая это пустой формальностью. Так что исправлять ситуацию надо с разных сторон.
Тут есть нюансы. Нередко лекарство назначено, но рецепта нет, потому что за ним нужно идти в поликлинику, тратить время. Как быть?
Решить эту проблему поможет внедрение электронных рецептов. Когда аптеки включат в единую информационную систему с медучреждениями — отпадет необходимость выписывать лекарство на бумаге. Сейчас в нескольких регионах готовятся такие пилоты.
Мы видели, как ажиотажный спрос в марте привел к дефициту лекарств. Препараты расхватывали, обеспечивая себя на год вперед. И аптека не могла отказать таким покупателям. Не предполагается ли поменять правила?
Нет. Правила написаны в интересах пациента, и вводить какие-либо ограничения не планируется. При этом если строго соблюдать правила рецептурного отпуска, это поможет избежать ажиотажа. Продавая лекарство, фармацевт делает на рецепте отметку. Сразу понятно: когда человек купил лекарство, в каком количестве, на какой срок этого хватит. Тем более что врачам разрешено выписывать рецепты со сроком действия до года, указав нужное количество препарата в расчете на год.
А как предполагается решить вопрос с дистанционной покупкой рецептурных лекарств с доставкой на дом, о чем еще год назад просили пациентские организации?
Это правильная инициатива, в чем мы опять же убедились во время пандемии. Но тут важно, чтобы такой способ продажи хорошо администрировался — не должно быть условий для бесконтрольного приема лекарств. Отработать подходы предполагается, также проведя пилоты в нескольких регионах. При введении электронного рецепта сделать все это будет намного проще. Не должно быть привязки к конкретной аптеке, чтобы пациенту было удобно, чтобы он мог получить лекарство и в другом регионе во время командировки или отпуска.